Атырау нужны новые автобусы, дороги и перевалочные пункты
ATPress.kz. 22 октября. В противном случае лет через пять автобусы полностью исчезнут с городских улиц как вид общественного транспорта. Такая перспектива ожидает нефтяную «столицу», если срочно не навести порядок в сфере пассажирских перевозок, считает разработчик «Концепции развития общественного транспорта города Атырау на 2017-2020 годы» - профессор Жумажан Жанбиров. По его словам, ситуация на сегодняшний день следующая. Всего в областном центре насчитывается 24 действующих маршрута, в том числе и 12 пригородных с среднесуточным пассажиропотоком 84 тысячи человек. При этом все маршруты обслуживаются старыми автобусами малой вместимостью, некоторые из них дублируют друг друга, устраивая гонки с аварийными ситуациями. Центральные улицы загружены автобусами, в то время как микрорайоны-новостройки маршрутами не охвачены («Тулпар», «Самал-1», «Самал-2», «Бирлик-2», «Жулдыз-3», «Береке», район аэропорта и другие). Все это, по мнению Ж. Жанбирова, создает предпосылки для скорого исчезновения автобусов как вида пассажирского транспорта, чью нишу уже лет через пять полностью займут таксисты-частники. Дело, кстати, к этому и идет. Как известно, с недавнего времени многие «бомбилы» стали набирать на автобусных остановках полный салон попутчиков за вполне приемлемую плату – с каждого по 100 тенге. Дабы избежать транспортного коллапса, разработчик концепции предлагает ряд кардинальных мер. - исключить дублирование маршрутов и укоротить их; - скорректировать и создать новые маршруты для новостроящихся микрорайонов с учетом результатов анкетирования горожан; - построить в районе вокзала специализированные улицы, предназначенные только для движения общественного транспорта; - провести перепланировку перекрестков для увеличения их пропускной способности на улицах Кунанбаева, Кожатаева, Бергалиева, Амандосова и пр. Азаттык; - пересмотреть по всему городу расположение пешеходных переходов; - ввести одну специальную полосу для движения автобусов. Последнее предложение, впрочем, применимо только на одном небольшом участке улицы Сатпаева – от Дома быта до центрального моста. Все остальные улицы города настолько узки, что для этого нововведения совершенно не подходят. Впрочем, решить этот вопрос также предлагается путем организации на некоторых улицах одностороннего движения. Поскольку множество жителей пригородных поселков едут (особенно в выходные дни) в областной центр за покупками, предлагается исключить въезд в город пригородных автобусов, построив четыре пересадочных пункта. Они будут расположены возле автовокзала «Аламан», а также в поселках Геолог, Балыкши и Жумыскер. В идеале перевалочные пункты должны представлять собой обширные парковки с местами для отдыха, душевыми для водителей, пунктами общепита, торговыми точками и прочими удобствами вплоть до детских аттракционов. И, наконец, когда вся вышеуказанная подготовительная работа будет завершена, останется полностью заменить все устаревшие автобусы с привлечением инвесторов на основе государственно-частного партнерства. Согласно концепции развития, город нуждается в 345 автобусах: из них 125 больших, 166 средних и 55 малых, которым также нужен соответствующий всем стандартам парк для обслуживания. - Без создания все этих условий ни один инвестор не решится вкладывать средства. Чтобы пассажиры отдавили предпочтение не такси, а автобусам, общественный транспорт должен быть чистым, вместительным, современным и с кондиционерами. Я не знаю, какое в конечном итоге решение примет аким, но, как показывает мировая практика, сфера общественного транспорта нуждается в постоянной поддержке государства. Во многих странах он муниципальный, - отметил Жумажан Жанбиров на брифинге в региональной службе коммуникаций. По самым скромным подсчетам, на приобретение части автобусов, создание материально-технической базы, инфраструктуры и строительство дорог нужно 12 миллиардов тенге. Напомним также, что по подсчетам профессора, ежегодный «черный нал» сферы пассажирских перевозок города Атырау составляет до трех миллиардов тенге. Кстати, на эту сумму можно было бы купить 60 низкопольных автобусов (средняя цена – 50 млн тг) вместимостью до ста пассажиров, оснащенных четырьмя кондиционерами и откидными пандусами для людей с ограниченными возможностями. Ожидается, что «Концепции развития общественного транспорта города Атырау на 2017-2020 годы» будет принята местными властями в ближайшие дни. Лев Гузиков Фото из архива автора
Соңғы жаңалықтар